О толерантности.Граждане! Вы не находите, что с этим понятием в последнее время какие-то проблемы?
Быть может, не с самим словом или явлением (хотя пусть первый бросит в меня камень тот, кто скажет, что и с ними все отлично!), а с осознанием их смысла.
Да, да, я сейчас обязательно прицеплюсь к Лукьяненко, так что граждане почитатели оного, осторожно.
«Толерантность – это равнодушие. Вседозволенность. Отсутствие какой-либо позиции…» (ну и так далее, читайте пост г-на писателя).
Граждане, может быть, мне кто-нибудь объяснит, это что, модно сейчас: наполнять слова несвойственным им значением? Вот взять слово, и наизнанку его вывернуть. О, да, это свежо и оригинально! Сверкнуть, так сказать, остроумием. Тебя, может быть, даже похвалят за нетривиальность мышления, аудитория хомячков будет горячо соглашаться, а спорщиков можно просто забанить.
Нет, это относится не только к бывшему д-ру Ливси.
Я это к чему все, собственно? (Осторожно, длинно) Я это к чему все, собственно? А к тому, что как-то плохо, на мой взгляд, стали к толерантности относиться. Не первый раз встречаю, это можно видеть везде, стоит прогуляться по дайрям, ЖЖ, интернету в целом, а для самых смелых – и на улицу выйти. Вы замечали, часто звучит: «Это ложь. Мне что-то не нравится, а я должен это терпеть! Это же предательство своих убеждений!»?
Тенденция, честно говоря, настораживает. Ну чего, давайте отменим толерантность вовсе. На черта нам этот выкидыш Соединенный Демократических Штатов?! А потом будем очень удивляться, что нас огрели арматуриной по башке за то лишь, что мы – брюнеты. Или блондины. Или католики. Или православные. Не такие.
Вы знаете, у меня есть воззрения. Достаточно четкие. И позиция своя, и мнение по многим вопросам. Национальность, вероисповедание, ориентация. Я вам честно признаюсь, граждане, есть много вещей, которые мне противны, позиций, которые я плохо переношу, взглядов, от которых я морщусь. Я не люблю коммунистов, националистов, футбольных фанатов, православных и атеистов. Я терпеть не могу клубную музыку. И что, это проблемы коммунистов, православных и клубных тусовщиков? Нет. Это мои проблемы, и я это прекрасно понимаю.
Я не имею права никому навязывать свои взгляды (хотя я прав. И только я), как бы мерзко мне ни было, как бы ни горела душа перевоспитать, наставить на верный путь или хотя бы головой об стену приложить дурака. Да, я – носитель истины. Но это только моя истина. У кого-то – другая. Спорить – могу, рассказывать о своей вере – могу, но заявлять, мол, Вася (Петя, Аграфена), ты не прав/а, а коммунизм твой – говно, и с мужиками целоваться – отвратительно, а Церковь греческого обряда богопротивна – не могу. Да, именно стискивать зубы и терпеть (что многим как раз и не нравится, как и любое воспитание себя). Потому что только так человечество может выжить. Земля – это ж коммуналка, кого подселили, с тем и кантуешься.
Пока человек не нарушает моих прав, он может даже Ранеток слушать, и я ему слова не скажу. Или… ну, не знаю. BDSM практиковать, например. Или выходить замуж за молодого человека по имени Фархат. Или проповедовать национал-социалистическую доктрину. Но все это пока он не вторгается в мою жизнь, не нарушает закон, уголовный, административный и другие кодексы и правила, установленные в определенных местах и обществах, если уж он туда заявляется.
Просто надо четко разделять, где моя жизнь, а где – чужая. Если мой сын вместо девушки привел в дом парня и сказал: «Пап, знакомься, мы с ним… ну, будем. Вместе» – то это его дело, его жизнь. И пусть что хочет, то и творит, сколько бы корвалола пополам с коньяком я тем же вечером ни вылакал. И если мне странны или непонятны его религиозные взгляды, я буду молчать, как бы мне ни хотелось переубедить, «излечить» и обратить в свою веру. Но вот если тот же сын ворует у меня, чтобы принести деньги какому-нибудь отцу секты, или устраивает у меня дома по ночам сборища партийной ячейки, или избивает гастарбайтеров велосипедной цепью – это уже нарушение прав других. Местами – не только прав, но и закона. И с этим надо бороться. В остальных же случаях пусть человек верит, во что хочет, думает, что хочет, и будущее видит таким, каким хочет, если это не мешает никому. И крестится прилюдно, потому что тем самым он не делает никому зла, а просто исполняет ритуал в соответствии со своим религиозным культом. Ну и пусть его… А «оскорбление чувств лиц, принадлежащих иным конфессиям» – формулировка явно тех, кто от отсутствия толерантности как раз и страдает.
Знаете, граждане, у меня есть хороший друг. Любимый друг. Он атеист (или агностик, я не совсем понял), и некоторые воззрения у него, на мой вкус, достаточно дикие. Но никаких заявлений, что он таким образом попадет в ад, он от меня не слышал. И попыток переделать – не видел. Знаете, почему? Потому что это не его проблемы, что я не представляю, как так можно жить, а мои. И он ни в чем не виноват, а только интересен мне больше, как человек совершенно другой, от меня отличный.
Так вот, дорогие граждане. Я думаю, у всех вас есть любимые друзья, которым вы прощаете даже отличные от ваших взгляды и вкусы. И если относится к любому человеку так же, как к любимому другу, все станет гораздо проще, логичнее и добрее. Это и будет – толерантность. И не нужно подменять понятия, тем более, в погоне за дешевой оригинальностью. И злыми не надо быть тоже. Толерантность и терпимость – синонимы, и оба слова – отличные. А терпение – одна из наивысших добродетелей.Спасибо за внимание.
"Быть нейтральным - не значит быть равнодушным и бесчувственным. Не надо убивать в себе чувства. Достаточно убить в себе ненависть..."
В общем то тоже самое можно сказать и о толерантности